Капуэро это танец: Виды современных танцев. Танец Капоэйра.

Виды современных танцев. Танец Капоэйра.

Она сочетает элементы танца, игры, акробатики, единоборства и имеет древнюю загадочную историю, немного печальную, как звуки беримбао, бразильского народного музыкального инструмента сопровождающих замысловатое действо.

Родом из Бразилии

Капоэйра зародилась в Южной Америке в XVI—XVIII веках, в эпоху колонизации. Черные невольники из Конго, Анголы, Мозамбика и других африканских стран привозили с собой на континент свою религию и обряды. Одним из них был нголо — ритуальный боевой танец, исполнявшийся во время обряда инициации.

Молодые воины под музыку имитировали движения сражающихся зебр, боролись в танце-поединке за право взять в жены понравившуюся девушку без уплаты выкупа.

Есть версия, что нголо и стал основой капоэйры. Хотя может быть, под видом ритуального танца невольники практиковали боевое искусство. «Маскировали» капоэйру музыкой, акробатическими и танцевальными элементами.

Основателем капоэйры, по одной из версий, стал легендарный африканский герой Зумби. Его искусство развивалось в киломбушах, поселениях беглых рабов, постепенно распространяясь.

К прошлому веку капоэйра обогатилась элементами других боевых искусств и существовала в двух видах. Одна — на улицах и площадях, в среде бандитов и наемников; другая — среди истинных мастеров, скрытая от посторонних глаз.

Для них капоэйра — это и древняя философия, и музыка, сопровождающая игру. Мастера вели двойную жизнь и даже имели два имени: одно для всех, другое для мира капоэйры. Это имя ученик получал во время особого ритуала посвящения — батизада, который сохранился до сих пор.

Легальным это искусство стало только в 1932 году — бразилец Мануэль дус Рейш Машаду основал первую в мире официальную школу и разработал собственный стиль — капоэйра режиунал.

Десять лет спустя другой мастер — Висенте Феррера Паштинья открыл школу иного стиля капоэйры, так называемый стиль ангола, в котором делал упор на ритуальные и игровые элементы. Два этих стиля существуют и развиваются и поныне. Впрочем, единая капоэйра имеет не меньшее число сторонников.

Это красиво!

Круг, с одной его стороны располагаются музыканты с бубнами, барабанами и инструментами, внешне напоминающими лук, к тетиве которого привешена выдолбленная тыква; в центре круга — два участника, выполняющие неописуемую смесь плавных и резких движений и наносящие друг другу удары, только не настоящие, а воображаемые…

Если тебе случайно доведется увидеть такое зрелище, сопровождаемое неторопливой латиноамериканской музыкой, знай: это была она, капоэйра. Круг называется рода, а тот инструмент, что похож на лук с тетивой, и есть знаменитый беримбао.

Неповторимый бразильский колорит капоэйры завораживает! Тебе понравилось? Тогда срочно ищи фитнес-клуб, где, занимаясь с профессиональным инструктором, сможешь шаг за шагом приобщиться к этому удивительному действу.

Если раньше ты занималась спортивной гимнастикой или акробатикой, если танцуешь брейк или хип-хоп — это существенный плюс, но и без всякой предварительной спортивной подготовки успехов в капоэйре достичь возможно. Было бы желание!

Среди модных в наше время видов этнической аэробики капоэйра едва ли не самый популярный. Кроме мощного энергетического заряда она дает еще и заряд позитива. Капоэйра — это сила, ловкость, координация движений, гибкость и способность дать достойный отпор в ситуации, когда приходится защищаться. Ведь среди всех видов боевых искусств этот один из наиболее
эффективных.

Но капоэйра — это еще и игра и отличный способ избавиться от собственных комплексов и стрессов большого города. Здесь каждый находит что-то для себя. Ну а для тех, кто хочет заниматься серьезно, существуют специальные секции, с фитнесом ничего общего не имеющие.

Примерно через десять лет обучения ученик может получить звание местре — настоящего мастера капоэйры.

Боевой танец или танцевальное единоборство?

«Драка» без насилия

Официально капоэйра зарегистрирована как национальное боевое искусство. Только вот сочетает она в себе сразу и бой, и танец, и акробатику, и игру. И всё это под ритмичную бразильскую музыку. Существует два вида капоэйры: бесконтактная и полноконтактная. Первая — те самые танцы, в которые вплетены удары ногами и подсечки. Полноконтактная капоэйра — полноценный бой. В Ставрополе развивается безопасный, бесконтактный вид. Игра начинается, когда соперники (не противники!) входят в роду — круг из других участников. Раздаётся ритмичный звук барабанов и танец начинается.

Всё-таки, капоэйра — это боевое искусство или танец?

Виктор: Капоэйра это, несомненно, боевое искусство. Но с ударением на слово «искусство». Обилие перемещений, размашистых ритмичных движений и акробатики, да ещё в сопровождении музыки, вызывают ощущение, что спортсмены танцуют. Поединок капоэйры — это игра, по сути, схожая с шахматами, где, как известно, «съедать» королей не принято. Так и капоэйрист не стремится закончить игру одним точным попаданием, а старается переиграть партнера, создать неудобную позицию, когда становится понятно, что вот сейчас мог быть тот самый нокаут.

Кирилл: Согласен, капоэйра является боевым искусством, где главным словом является искусство. Никакой боевой стиль, по сей день, не может являться одновременно таким смертоносным и дружелюбным, а вдобавок еще и таким прекрасным.

Как капоэйра изменила вашу жизнь?

Кирилл: Капоэйра меняла мою жизнь несколько раз. В первый раз, когда я пришел и понял, что хочу этим заниматься как профессионал. Второй раз, после получения первого пояса, когда я осознал для себя, что нет пути назад. Капоэйра помогла мне справиться с тяжёлой травмой. Позволила заниматься любимым делом дальше, не замечая при этом пластины в голове.

Что такое рода простыми словами? С чем можно сравнить ощущения, получаемые в круге?

Кирилл: Простыми словами – это место, в котором случается капоэйра в чистом виде. Ощущения, как после бега с препятствиями, причем препятствия при этом довольно серьезные.

Как Вы можете описать главную философию этого искусства?

Виктор: Fazer amigos e o seu maior prazer или «Главная радость – заводить новых друзей». Мы живем в стрессовых условиях, когда вокруг предостаточно насилия всех форм, и капоэйра дарит нам возможность сражаться не друг с другом, а вместе против этого самого стресса.

Кирилл: У меня капоэйра ассоциируется со свободой. Она помогла мне в своё время избавиться от стеснительности, психологической зажатости и от страха двигаться вперед и пробовать что-то новое.

Что в капоэйре важнее — отточенные движения или импровизация?

Виктор: Важнее — импровизация отточенными движениями. В освоении каждого элемента капоэйры мы проходим три этапа, которые можно назвать «Три «И»: изоляция, интеграция, импровизация. На первом этапе мы изучаем само движение, его базу, как двигается тело. Второе «И» — практика элемента в связке с другими. На этом этапе мы учимся начинать и заканчивать движение другим движением. На третьем этапе мы учимся играть с движением, в это время тело уже само знает, как ему двигаться, чтобы выполнить элемент максимально технично и эффективно. Это — самый интересный этап, на котором проявляются особенности персонального стиля капоэйриста.

Кирилл: Да, отточенные движения дополняют импровизацию спортсмена настолько, что со стороны она кажется заранее отрепетированной.

Боец, танцор…капоэйрист

Со стороны кажется, что для капоэйры требуются сразу навыки танцора, бойца и акробата. Но и в этом капоэйра уникальна. Недостаток одних способностей, можно легко компенсировать другими навыками. Не получается наносить точные удары? Возможно, вы отлично чувствуете ритм. Тогда ваша капоэйра будет больше напоминать танец. У бойца, соответственно, будет агрессивный стиль. В капоэйре нет жёстких норм и ограничений. Главное — чувствовать своё тело и войти «в контакт» с противником.

Кому легче освоить капоэйру – бойцу или танцору?

Виктор: Капоэйра в исполнении бойца и капоэйра танцора — это две разные капоэйры. Боец будет оттачивать боевой аспект, танцор — перемещения и floreios (в переводе с португальского — «украшения»), акробат — акробатику и так далее.

Кирилл: Как показывает практика, танцоры быстрее схватывают техническую сторону и способны неплохо контролировать себя в пространстве с партнером. Бойцам же лучше даётся понимание для чего сделано то или иное движение, и они лучше проводят «боевые атаки».

Может ли капоэйра помочь, например, в уличной драке?

Виктор: Любая форма физической активности, которая развивает силу, скорость и реакцию поможет в уличной драке. Когда-то, на заре своего развития, капоэйра сама была «уличной дракой».

Какие физические качества необходимы спортсмену?

Виктор: На занятиях мы работаем над всеми аспектами физического развития: сила, выносливость, гибкость и т.д. При этом, уверенно «играть» можно и не обладая хорошей физподготовкой.

Кирилл: Кроме того, развивается координация движений и в целом уровень владения телом. Выносливость и гибкость растут.

Что самое сложное, на ваш взгляд, для новичка?

Виктор: Справиться с волнением на первой тренировке, поверить, что он способен научиться делать все эти удивительные штуки, которые делают остальные участники.

Кирилл: Тяжелее всего новичкам даются элементы техники, поскольку они обладают своей уникальной стилистикой и способом воспроизведения. Новичкам первое время очень сложно повторять движения за тренером.

Можно ли начинать заниматься капоэйрой в зрелом возрасте?

Кирилл: Даже не задумываясь. Она помогает поддерживать физическую форму постоянно. Любой возраст подходит для начала занятий.

Предположим, я хочу начать заниматься. К чему мне нужно морально подготовиться, какую одежду купить и потребуется ли какой-то спортивный инвентарь?

Кирилл: Из инвентаря вам понадобится хорошее настроение, удобная одежда и желание получать удовольствие от наблюдения за тем, на что, оказывается, способно ваше тело. Многие во время тренировок осознают: «Ого! А я, оказывается, так умею!».

Бразильское искусство со ставропольским характером

Капоэйра — не просто спорт или искусство. Это — стиль жизни. Капоэйрист должен много путешествовать и постоянно совершенствовать тело и дух. Получается своеобразная философия. Несмотря на то, что родину капоэйры от Ставрополя отделяют тысячи километров, искусство отлично прижилось. Возможно, виной тому тёплое южное солнце и длинное жаркое лето, как в Бразилии. Да, прохожие ещё косятся на спортсменов во время тренировок на открытом воздухе. Но и фанатов, и зрителей становится с каждым днём больше.

Часто ли путешествуют мастера, учителя и опытные спортсмены? Какие страны капоэйрист должен посетить обязательно?

Виктор: Невозможно развиваться в капоэйре, оставаясь закрытым для новых знакомств, игр и тренировок. Что касается стран, которые необходимо посетить, номером первым в моем личном списке идёт, как ни удивительно, Россия. В особенности это нужно тем, кто преподает или собирается преподавать капоэйру. Это связано с тем, что сейчас у нас, в Российском Центре Капоэйры, работают одни из лучших мировых преподавателей: Mestre Cueca и Mestre Tarusso. В Россию приезжают учиться опытные капоэйристы из Бразилии, а это серьезный «знак качества».

Конечно, каждый капоэйрист должен постараться посетить Бразилию, просто чтобы лучше понимать, что же такое капоэйра. Там, на родине этого искусства, лучше удается проникнуться «духом» капоэйры, понять и почувствовать всю историю искусства на себе.

Посещали ли ставропольские спортсмены крупные российские и международные фестивали?

Виктор: Благодаря усилиям Российского Центра Капоэйры для этого даже необязательно выезжать из России. В частности, один из четырёх крупнейших мировых фестивалей проходит ежегодно в Москве, два последних года его обязательными участниками становились наши ученики. Как я уже говорил, в капоэйре невозможно сидеть дома, никуда не ездить, и развиваться.

Когда вы поняли, что Ставрополь нуждается в создании пространства для капоэйристов?

Виктор: В 2015 году наш тренер был вынужден уехать из города, и оставил группу на меня. Тогда же у нас сформировалась команда единомышленников, горевших желанием превратить Ставрополь в город с мощным сообществом капоэйристов. Так и возникла идея создать группу Капоэйра-Ставрополь, тогда же мы взяли курс на интеграцию с Российским Центром Капоэйры, который завершился в прошлом году присоединением к крупнейшему сообществу капоэйры за пределами Бразилии.

Какие перспективы развития движения в Ставрополе? С какими трудностями приходится сталкиваться? Чего не хватает?

Виктор: Если говорить о перспективах развития капоэйры как спорта, то самые радужные. Главным препятствием в развитии капоэйры в Ставрополе я бы назвал слабую информированность жителей города. Мы проделали огромную работу в этом направлении, и уже нечасто в ответ на слово «Капоэйра» слышим «Что?!». Но всё ещё слышим, и собираемся это исправить.

Кирилл: В Ставрополе есть всё для развития капоэйриста. Даже не знаю, чего здесь может не хватать.

Типичный ставропольский капоэйрист, какой он, на ваш взгляд?

Виктор: Типичный капоэйрист — это очень нетипичный человек. Главная черта, которая объединяет всех капоэйристов, с кем я знаком — позитивное отношение к жизни и уважение к другим. Ставропольское сообщество капоэйристов очень сплоченное, внутри группы у нас установились почти семейные отношения.

Кирилл: Для меня это — высокий человек плотного телосложения, носящий белую одежду и имеющий небольшую лысину на макушке, которая появилась вследствие вращения на голове.

Ирина Крымская

Фото: архив группы «Капоэйра Ставрополь»

Что такое капоэйра | ABADÁ Capoeira

Капоэйра — это афро-бразильское единоборство. Оно зародилось в Африке и развивалось африканскими рабами в Бразилии. Одна из распространенных теорий говорит о том, что, так как рабам было запрещено тренировать боевые искусства, они замаскировали капоэйру под танец: добавили традиционные музыкальные инструменты, песни, хлопки.

Со стороны капоэйра отличается от остальных единоборств: люди стоят в кругу и хлопают в ладоши, играют живые инструменты, громко поёт хор на португальском языке и в центре круга двигаются два капоэйриста: обмениваются ударами, делают перемещения, различные акробатические элементы. Может показаться, что они специально делают удары так, чтобы не задеть друг-друга, но на высоком уровне капоэйристы не подстраиваются друг под друга, и не задевают только в том случае, если другой успевает уклоняться.

Также, в отличии от других единоборств в капоэйре очень богатый и разнообразный арсенал движений — от классических прямых ударов ногами до круговых, от разных бросков до ударов головой, от ударов руками до акробатических элементов и перемещений. Все богатство движений дает капоэйристу основу для построения не боя, не танца, а игры с партнером. И в кругу (который называется рода, от порт «roda» — круг) капоэйристы именно играют — строят игру друг с другом при помощи капоэйры. Это взаимодействие может быть легким и ненапряженным, а может быть жестким и опасным — в соответствии с ритмом, которые играют инструменты.

В то время, как два капоэйриста играют в роде, остальные тоже тренируют капоэйру, только в других направлениях — кто-то играет на инструментах, кто-то хлопает в ладоши и поёт. Это неотъемлемая часть капоэйры.

На тренировках для детей и начинающих взрослых капоэйра безопасна. Дети в первую очередь развивают координацию, силу, гибкость, реакцию, с помощью упражнений на основе капоэйры и различных движений, имитирующих передвижение животных. Учатся базовым ударам и перемещениям, базовым акробатическим элементам: стойке на руках, мостику, колесу. Со временем нагрузки становится больше и движения сложней, но даже в группе, где тренируются ученики с разным уровнем, подбираются разные уровни заданий которые доступны и являются развивающими для каждого.

У начинающих взрослых первые тренировки направлены на тренировку уклонений, перемещений и базовых ударов. Так, что попав в роду с опытным капоэйристом, любой начинающий сможет построить базовую игру и избежать атак. В дальнейшем, с получением соответствующего пояса, на тренировках появляются броски, входы, удары руками, которые можно будет применять в игре. Но всё это остаётся игрой и самые опасные и интересные моменты создаются не путем силы и агрессии, а в результате интересного взаимодействия и использования момента.

С самой первой тренировки и дети и взрослые знакомятся с музыкой в капоэйре: с ритмом, игрой на музыкальных инструментах, песнями на португальском языке. Благодаря капоэйре помимо физического состояния, улучшается слух, голос, чувство ритма.

Детям капоэйру рекомендуют двигательные терапевты и нейропсихологи — тренируя удары, перемещения, задействуя разноименные руки и ноги развиваются координация, баланс и межполушарные связи.

Многие приходят в капоэйру за чем-то одним — ударной техникой, акробатикой или гибкостью. Но занимаясь капоэйрой, можно приобрести гораздо больше — хорошее самочувствие, уверенность в себе, компанию единомышленников и друзей. Она строится на уважении и взаимопомощи и это один из самых интересных и экзотичных способов стать лучше.

история, правила, техника, инвентарь, стили

Капоэйрой называют боевое национальное искусство, возникшее на основе танца, и акробатики, игры и музыки, имеющее афробразильские корни.

История

До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.

С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.

ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.

Основные правила

До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.

Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.

Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.

Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.

Школы, стили, направления

Школы капоэйры появлялись с трудом: полиция хорошо помнила её непокорных сторонников. Нередко места, где проводились танцы капоэйры, блокировались полицией, однако застать их исполнителей неожиданно не представлялось возможным: музыканты выбивали особый ритм, служивший сигналом тревоги, и полиция оказывалась с носом. Но первая школа в Сальвадоре всё же появилась в 1937 году, а возглавил её учитель капоэйры – Бимба, сформировавший со временем стиль боевого искусства – «режиональ», стиль, названный «ангола», создал в 1941 году учитель ещё одной сальвадорской школы Пастинья. Настоящий прорыв произошёл в 50-х годах прошлого века, когда боевым бразильским искусством заинтересовались в европейских странах и США.

Собственно говоря, именно эти два стиля проповедует современная и капоэйра. Стиль, который предложил Бимбо – режиональ – скоростной и силовой, изобилующий акробатическими элементами и ударами, наносимыми в воздухе. Ангола – более мягкий и спокойный стиль, которому характерны неторопливые и «вязкие» движения, пластично перетекающие из одного в другое. Впрочем, деление на стили выглядит достаточно формальным, ведь в ходе поединка спортсмены могут ими варьировать. Замечено, что агрессивный режиональ предпочитают в основном молодые бойцы, единоборцы с опытом выбирают уравновешенную анголу.

Инвентарь, используемое оружие

Традиционный костюм капоэйриста состоит из белых хлопчатобумажных брюк и майки с эмблемой школы. Цвет пояса (кардао) указывают на уровень мастерства спортсмена. Кстати, школы, которые не входят в состав Федерации, имеют свою расцветку поясов, отличаются и своими фирменными приёмами.

Техника капоэйры содержит и боевой раздел, где ученики изучают борьбу одного человека против нескольких противников, борьбу безоружного против вооружённого человека, борьбу со связанными руками. Имеется раздел по работе с оружием. Национальное и одновременно традиционное оружие капоэйриста – мачете, а поединок, где используется мачете – «мокелеле». Как и рода, он проходит под музыкальное сопровождение и пение. Кроме мачете, профи используют и специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием, не имеющим рукоятки. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы могут наносить очень серьёзные ранения на спине и груди. Когда-то рабы таким образом выясняли отношения между собой, но при этом совсем не хотели убивать друг друга.

Техника

Капоэйра – боевое искусство, поэтому его арсенал изобилует разнообразием ударов ногами, руками и головой. Техника богата контратакующими действиями, бросковыми элементами, уклонами и перемещениями. Первое, что бросается в глаза, во время поединка капоэйристов – акробатические движения. К примеру, сальто вперёд или назад бойцы используют для того, чтобы уходить от ударов соперника или во время подготовки собственной атаки.

В определённые моменты техника ударов капоэйры во многом схожа с прочими боевыми искусствами: как-никак придумать новые удары сегодня очень сложно, и всё же отличия имеются. Капоэйра в отличие от других ударных техник предполагает удары с опорой на ногу. Удары спортсмены наносят, как правило, в голову или туловище.

Что касается защитных действий и уклонов, они в каждой школе имеют свои особенности. Однако мастера-капуэйристы знают, что лучшая защита – постоянное перемещение чередующееся со сменой позиции, что, в конечном счёте, затруднит атаки противника. Причём большая часть перемещений – с опорой на руки. Капоэйра универсальна, так как даёт возможность обеим соперникам в течение нескольких мгновений перейти из защитного положения – в атакующее и наоборот. Немногие боевые искусства так органично используют акробатические движения, как капоэйра, – это украшение происходящего поединка.

Капоэйра | Real Capoeira

Загадочная

бразильская

культура

Одно из самых загадочных и красивейших искусств в мире пришло в Россию совсем недавно, однако, быстрыми темпами набирает популярность среди молодежи и завоевывает новых поклонников.

Бразильская капоэйра – это гармоничное сочетания боя, танца, музыки и акробатики. Смешение африканской, индейской и европейской культур делает ее поистине удивительной и неповторимой.

Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики

Трудно дать однозначный ответ на вопрос, что такое капоэйра. Это мир, богатый своим содержанием и разнообразием, и способный каждому предложить то, что ему будет интересно.

Включая в себя множество элементов разных искусств, капоэйра позволяет каждому найти в ней то, что ему ближе и развиваться в этом направлении. Она развивает ловкость, силу, координацию, растяжку и реакцию, позволяет укрепить здоровье и прививает любовь к движению в целом.

МЕСТРЕ ЭДАН

ОДИН ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ МАСТЕРОВ КАПОЭЙРЫ СОВРЕМЕННОСТИ РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕМ ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ С КАПОЭЙРОЙ

«Когда я впервые увидел капоэйру, я понял, что это и есть то искусство, которое я искал.

Бой барабанов, игра на музыкальных луках–беримбау, радостные лица людей, стоящих в кругу – это было нечто непонятное и, в то же время, восхитительное. Гармоничное сочетание борьбы, танца, акробатики и музыки, которым мужчины и женщины могут заниматься на равных.

Когда я увидел капоэйру впервые, я заплакал от радости… Так сильно она меня впечатлила»

Что такое капоэйра?

Боевое искусство

На каждом занятии отрабатывают боевые движения, удары и уходы, что позволяет развить координацию, ловкость и навыки самозащиты

Танец

Музыка в капоэйре — это уникальный бленд из древних африканских традиций и популярных региональных стилей фольклорной музыки.

Музыка

Уникальный бленд из древних африканских традиций и популярных региональных стилей фольклорной музыки

Акробатика

Изучение сложных элементов всегда начинается с доступных упражнений, что позволяет добиться впечатляющих результатов за короткий период времени

Мировое сообщество

Игра в капоэйре происходит в круге, состоящем из людей, и больше напоминает диалог, в котором главное место отводится экспрессии.

Начальный уровень не имеет значения. Физические способности развиваются на тренировках, а положительный опыт занятий капоэйрой остается с вами на долгие годы!

Попробуй капоэйру!

Капоэйра — боевой танец

В круг входит пара бойцов. Под ритмичные звуки национальных мелодий начинается их боевой танец. Соперники сошлись друг с другом в бесконтактном бою. Они играют. Смертоносные удары, коварные подсечки, головокружительные прыжки в стремлении достать противника. Невероятная ловкость, резиновая гибкость, потрясающая акробатическая подготовка и позитивный настрой. Все это капоэйра.

Возникновение капоэйра

Зародилось это своеобразное боевое искусство в восемнадцатом веке, в солнечной Бразилии. Это было время безжалостных господ и бесправных рабов на американском континенте. Жестокость бразильских рабовладельцев вынуждала чернокожих невольников искать укрытия в джунглях. Там негритянская и индейская культуры смешивались. Сбегавшие рабы поселялись в построенных ими же укрепленных городах. Возникшая в результате субкультура дала толчок развитию капоэйра.

По некоторым источникам своему непосредственному происхождению это боевое искусство обязано ритуалу нголо (танец зебр). Его практиковали африканские племена, обитавшие на юге Анголы. Этот боевой танец являлся неотъемлемой частью обряда посвящения в мужчины. Молодые воины имитировали схватку, показывая свою мужественность, проходя, таким образом, инициацию.

В девятнадцатом веке в Бразилии подписан закон, отменивший рабство. Это стало следующим этапом в развитии капоэйра. Впервые была документирована информация об этой борьбе. Ее объявляли вне закона.

С этого момента явные элементы боевого искусства стали маскировать танцевальными движениями. Основу боевого танца составили акробатические приемы. Все это позволяло не только избегать преследования, но и развивать дальше оригинальную боевую систему. В это – же время национальный боевой танец начали активно практиковать различные группировки подпольщиков и уличных банд.

После государственного переворота в Бразилии 1930 года капоэйра узаконена и признана народным достоянием этой страны.

Развитие капоэйра

После легализации произошел бурный рост популярности данного вида единоборств. Вышедший из подполья боевой танец стремительно завоевывал сердца бразильцев. И не только. В двадцатом веке с капоэйра близко познакомились европейцы. Многие из них были покорены грозной красотой этого танца. У мастеров национальной борьбы появились первые белые ученики.

Появление и разделение стилей

  1. Капоэйра Ангола

    Традиционный стиль. Больше похож на ритуальный поединок – танец, чем на боевое искусство. Обязательно музыкальное сопровождение с использованием национальных инструментов. В этом стиле не бывает официально утвержденных победителей или проигравших. Важна сама по себе игра. Ценятся гармония движений и мелодичность оркестра. Целью игры является попытка вывести своего оппонента из равновесия или обозначить атаку в корпус. Падение, бесконтрольная потеря равновесия признак слабости и как следствие поражения.

  2. Капоэйра Режионал

    Направление, пропагандируемое в начале двадцатого века бразильским мастером Бимба. Этот стиль жестче традиционного. Почти исключена акробатика и прыжковые удары. Особое внимание уделено ударам, наносимым посредством изворотливости из любого неустойчивого положения, а также базовым и травмирующим ударам. В защите не приветствуются блоки. Акцент делается на уклоны. Такой стиль больше похож на прикладное боевое искусство, чем на ритуальный танец – единоборство.

  3. Капоэйра Контемпоранеа

    Современный стиль. Синтез двух вышеперечисленных направлений. Вокруг Контемпоранеа не утихают споры. Игроки традиционной анголы и классического режионала считают их смешение невозможным. Приверженцы контемпоранеа утверждают, что капоэйрист должен одинаково хорошо владеть обоими основными стилями. Только в этом случае он способен успешно противостоять игроку любой другой школы.

Становление капоэйра

Для обозначения уровня мастерства в современной капоэйре применяется система поясов разного цвета. Практикуясь в круге, осваивая новые приемы, движения ученики параллельно знакомятся с португальским языком, традиционными для Бразилии музыкой и песнями. А также преподается история и философия боевого танца.

Регулярные, добросовестные тренировки дают возможность через два года получить статус старшего ученика. Это шанс стать помощником учителя. Наивысшее звание – мастер. При достижении такого уровня позволяется открыть свою школу капоэйра. Период становления игрока – мастера занимает не менее десяти лет.

В двадцать первом веке боевой танец продолжает пользоваться популярностью. По всему миру открыто множество школ. Снимаются фильмы. Создаются компьютерные игры. Капоэйра прочно заняло свою нишу среди других видов боевых искусств.

Капоэйра – танец или боевое искусство

Утенышев Алексей

Наконец-то прошла мода на худобу и, так называемых, доходяг. Теперь всем нравится быть именно подтянутыми и хорошо сложенными. Нет, конечно, не стоит сразу же становиться горой мышц, но иметь рельефные руки и пресс – хорошо, как и в эстетическом плане, так и в физическом. Последнее время стали активно развиваться различные боевые искусства. Люди все чаще отдают предпочтение секциям бокса, рукопашным единоборствам или карате, нежели обычной “качалочке”. Пускай эти люди не будут блистать на ринге или татами (хотя кто знает), но научиться драться, постоять за себя или просто привести тело в форму — уже отличный результат. Скорее всего, виновником такой популярности становится и сам город, где живут люди. Всё ускоряющийся темп работы, жизни, стресс — на тренировке ты отходишь от всего этого. Тут есть только ты и соперник (в первое время это боксерская груша). Возможно, тяга к единоборствам – итог того, что мы хотим “выплеснуть пар”, самим себе же доказать, что можем вытерпеть все удары судьбы и даже выйти победителем.

Однако, что делать тем, кто так же хочет заниматься боевыми искусствами, но при этом предпочитает возвращаться домой без большого количества ссадин и синяков. Возможно, многие подумают, что это нереально и с грустью забросят эту идею, но в этой ситуации есть выход. И он даже весьма изящный. Итак, речь идет об удивительном бразильском национальном боевом искусстве — капоэйра.

Незнающий человек, увидев капуэйриста (так называют тех, кто занимается данным видом спорта), подумает, что люди больше танцуют, нежели дерутся. Но так было не всегда. История капоэйры уходит корнями в 18 век. Официально она появилась благодаря чернокожим рабам в Южной Америке. Из-за жестокого обращения к ним, часть рабов сбежала в сельву, где африканская культура начала смешиваться с индийской. Некоторые убегали с завязанными руками — это тоже сильно повлияло на то, что очень много движений в этом боевом искусстве делается именно ногами, а вместо традиционной блокировки ударов используются увороты. Есть также теория, что оно пошло от африканского ритуального боевого танца “нголо”, который, как и современное капоэйро, больше походил на имитацию боя.

Сейчас техника единоборства несколько изменилась. Она отошла к бесконтактному бою, но музыка, одежда и культура остались практически такими же. Вообще музыкальный аккомпанемент играет крайне важную роль в капоэйре — ни один бой и даже ни одна тренировка не проходит без живой музыки. Производят её люди на специальном музыкальном инструменте — БеримбАу, который походит на лук с резонатором, а те, кто играет на нем, так сказать оркестр, называются БатАрия.

Встречи капоэйристов проходят очень просто. Все встают (или садятся) в круг, во главе которого находятся как раз музыканты. Двое выходят в центр и начинают “играть” — двигаться, прыгать, имитировать удары и уворачиваться. Единственный контакт, происходящий между соперниками — захваты ногами, которые направлены на то, чтобы человек упал. Сама скорость боя зависит от темпа музыки.

В капоэйре нет вражды и злости. После “подсечки” или случайного удара, противники продолжают играть. Капоэйра, как вид спорта, очень развит. Есть, как и в футболе, Чемпионат мира, Чемпионат Европы и Чемпионат России. На соревнованиях, равно, как и на обычных встречах, капоэйристы играют. Оценивается, условно говоря, всё как в художественной гимнастике — техника и артистизм. Для определения мастерства спортсмена была введена система “поясов”, однако для каждой школы она разная. В отличие от карате, в капоэйре используются разноцветные шнуры. Для достижения высшего звания, которое позволяет открыть свою собственную школу и преподавать, потребуется минимум 10-15 лет.

Как видите, не все боевые искусства только прикладные — капоэйра очень изящное сочетание боя, акробатики и танца. К тому же отлично подойдет для тех, кто не хочет сильно травмироваться, хотя без травм и не обойтись.

Алексей Утенышев

капоэйра | Описание, история и факты

Откройте для себя историю капоэйры, традиционного бразильского боевого искусства, включающего игру на барабанах, пение, драки и танцы.

Обзор капоэйры.

Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Смотрите все видео к этой статье

Капоэйра, танцевальное боевое искусство Бразилии, исполняемое под аккомпанемент хорового пения и ударной инструментальной музыки. Наиболее прочно он ассоциируется с северо-восточным регионом страны.

капоэйра

Представление капоэйры на улице в Баии, на северо-востоке Бразилии.

Тибор Богнар / Алами

Основные эстетические элементы капоэйры были привезены в Бразилию порабощенными людьми, в основном из Западной и Западной Центральной Африки. Эти элементы были повторно объединены и переосмыслены в разнообразном порабощенном сообществе Бразилии, чтобы создать уникальное средство самообороны, как управляемое, так и замаскированное — просто под танец — его музыкальным сопровождением. Рабство было отменено в Бразилии в 1888 году, но капоэйра продолжала процветать среди афро-бразильского населения, особенно в северо-восточном штате Баия.Однако правительство, осознавая физическую и духовную мощь этого вида искусства и считая его угрозой для общества, продолжало запрещать эту практику до начала 20 века.

капоэйра

капоэйриста в Сальвадоре, Бразилия.

© Rafael Martin-Gaitero / Shutterstock.com

Капоэйру лучше всего описать не как танец, а как вид спорта, в котором участники — исторически, иногда с лезвиями, привязанными к лодыжкам или зажатыми между пальцами ног, — высоко замахиваются ногами. атаковать, выполнять кувырки в воздухе и проходить в пределах толщины волоса от колен, головы, паха или живота друг друга.Гибкость, выносливость, быстрота движений и малиция (обман) важнее чистой мышечной силы. Несмотря на то, что в капоэйре используются изящные, плавные и часто акробатические движения в качестве средства ухода от атаки, а не блокирования атаки, «игра» в капоэйру, как ее называют ее практикующие, тем не менее может быть смертельной, когда действительно происходит контакт с человеком. своевременный, удачный удар.

В современной практике два противника встречаются друг с другом в пределах роды — круга капоэйристов (практикующих капоэйру) — стилизованно имитирующих удары и парирование боя в такт ритмам небольшого музыкального ансамбля.Музыка действительно является неотъемлемой частью практики капоэйры. Ансамбль обычно состоит из одного-трех беримба (ударил музыкальные смычки), одного или двух атабаков (одноголовых, стоячих, конических барабанов), пандейро (бубна), агого (двойного колокола), а иногда и рекореко. (поцарапанная бамбуковая трубка), каждая из которых сопровождает песни с призывом и ответом, обычно исполняемые одним из исполнителей на беримбау.

беримбау и пандейро

Музыканты, играющие на беримбау и (справа) пандейро (бубен).

© Мария Вайднер / Shutterstock.com
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Примерно с 1930-х годов в штате Баия и несколько позже в Рио-де-Жанейро клубы обучали студентов точным ударам ногами, пасам и стратегическому обману. В конце 20-го века капоэйра начала завоевывать международное признание, и к началу 21-го века активные клубы существовали во многих городах по всему миру. Более того, это искусство приобрело много высококвалифицированных женщин-практиков, хотя в первые годы своего существования капоэйра была исключительно мужской сферой.

Международный фестиваль капоэйры

Капоэйриста выступают на Международном фестивале капоэйры 2009 года, Манхэттен-Бич, Калифорния.

© Jose Gil / Shutterstock.com

Тайная история капоэйры

Капоэйра на закате © Silvia Nikolova / Flickr

Капоэйра — это танец с элементами боевого искусства, который, как полагают, возник в 16 веке в Бразилии. Хотя сегодня капоэйра стала в некоторой степени вездесущей из-за быстрорастущей популярности уличной акробатики, такой как паркур, ее история остается загадочной.Откройте для себя историю этого 500-летнего боевого искусства и исследуйте лучшие места, где можно попробовать капоэйру в Бразилии.

Капоэйра, которую иногда называют боевым искусством, иногда танцем, а иногда даже игрой, представляет собой уникальное явление, которое привлекло внимание всего мира. Он мгновенно узнаваем благодаря движениям исполнителей; кажется, что они движутся вместе, а затем внезапно нападают друг на друга, все еще сохраняя ритм. Тем не менее, несмотря на его растущую популярность, точное происхождение этого искусства было утеряно из-за нехватки исторических свидетельств и секретности его истоков.

Было высказано предположение, что капоэйра была впервые создана в 16 веке рабами, которые были вывезены из Западной Африки в Бразилию португальскими колонистами. Считается, что капоэйра, которой запрещено отмечать свои культурные обычаи и строго запрещено заниматься какими-либо боевыми искусствами, возникла как способ обойти эти два навязывающих закона.

Скрытые в музыкальных и ритмических элементах формы, сильные удары ногами были замаскированы под страстные танцевальные движения, а сочетание западноафриканских культур спасло его от попытки сохранить какую-либо конкретную традицию.Таким образом, капоэйра стала инструментом выживания не только для самообороны, но и для культурной самобытности.

Используя капоэйру, многие рабы сбежали от своих хозяев и сформировали группы восстания, известные как «Киломбо» | © Digital Girl / Flickr

Используя капоэйру, многие рабы сбежали от своих хозяев и сформировали группы восстания, известные как Quilombos, создав сообщества вне контроля Португалии. Эти общины были оплотом против португальцев, и многие из них известны своей смелой обороной.Пальмарес является самым известным из них, и считается, что в нем проживало более 10 000 человек. Хотя существует немного исторических документов, считается, что капоэйра была жизненно важной частью их защиты и культурной практики.

В португальских обществах капоэйру было так же трудно контролировать. С ростом городов, которые формировались в конце 17-го и начале 18-го веков, большее население привело к появлению более крупных сообществ рабов на меньших территориях. Это привело к расширению социальной культуры рабов, и капоэйра стала популярным средством развлечения.Хотя были примеры его использования для самообороны, многие случаи были просто соревнованием или досугом, создавая сложную дихотомию для реакции правящего класса. Несмотря на это, танцоров капоэйры наказывали за занятия, но это искусство все равно продолжалось.

Капоэйра была объявлена ​​вне закона в 1890 году | © Tatiana Souza / Flickr

Конец рабства в Бразилии привел к более мрачной эре капоэйры, когда ее боевые элементы использовались в преступных целях. С отменой рабства в 1888 году многие недавно освобожденные граждане оказались без жилья и доходов, что привело к повсеместной бедности.По мере роста населения Бразилии в 19 веке, преступность резко возросла в городских центрах, и капоэйра стала одним из многих видов оружия, используемых преступными элементами.

Используя вымышленные имена, чтобы избежать опознания, и скрывая оружие, такое как острые как бритва лезвия парикмахера, некоторые банды обучались искусству капоэйры и создавали проблемы по всей Бразилии. Вследствие этого капоэйра была объявлена ​​вне закона в 1890 году, и те, кто практиковал ее, понесли серьезные последствия, такие как смерть или разрыв ахиллова сухожилия.В эту эпоху получили широкое распространение истории, которые как романтизируют, так и очерняют мастеров капоэйры; одной из таких фигур был Насименто Гранде, которого легенды изображают практически непобедимым.

Капоэйра пережила почти полное исчезновение из-за незаконности, и именно местре Бимба из Сальвадора, одного из последних городов, где все еще практиковалась капоэйра, возродил популярность этого вида искусства. Представляя культурное значение капоэйры, а также подчеркивая внимание, которое она получила от туристов, Бимба успешно убедил бразильские власти в культурной ценности этого искусства и получил разрешение открыть первую школу капоэйры в 1932 году (хотя и не под названием капоэйра, поскольку это все еще было незаконным).

Строгий подход Бимбы к боевому искусству привел к появлению новых движений и хореографических атак, которые стали известны как «региональные». В 1940-х годах с капоэйры был снят официальный запрет, и это позволило двум основным течениям развиваться в унисон: «региональный», на который повлияло учение Бимбы, и «ангола», которое обращалось к традициям этого искусства до того, как оно было запрещено.

Первая школа капоэйры открылась в 1932 году | © Archangel12 / Flickr

Сегодня капоэйра является культурным символом Бразилии и широко практикуется во всем мире.Капоэйра исполняется в различных контекстах, от развлекательных танцев с хореографией до соревнований, где один участник пытается заставить другого вылететь из ритма музыки или упасть. Капоэйра — это разнообразное боевое искусство, которое также популярно среди тех, кто интересуется веселыми упражнениями, которые учит базовые боевые искусства и акробатика. Если вы путешествуете в Бразилию, обязательно посетите представление капоэйры или школу капоэйры.

Несмотря на то, что по всей стране разбросано множество известных школ капоэйры, тренировочный лагерь капоэйры выделяется своей международной направленностью.Это великолепное заведение, которое принимает людей со всего мира, расположено на родине современной капоэйры, в Сальвадоре. Его обучение сосредоточено на бразильской культуре в целом, и они предлагают уроки с мастерами обоих стилей, а также уроки музыки капоэйры и португальского языка.

Будущее этой культурной иконы как никогда светлое | © Родриго Солдон 2 / Flickr

Из-за секретности происхождения капоэйры правда о ее основании может быть действительно утеряна в истории.Однако благодаря энтузиазму и приверженности тех, кто практиковал это искусство, капоэйра была увековечена в историях, музыке и движении. Хотя прошлое капоэйры может быть окутано тайной, будущее этой культурной иконы остается светлым, как никогда.

Как бразильская капоэйра превратилась из боевого искусства в международное танцевальное безумие |
В Смитсоновском институте

Два молодых человека, одетые в белое, преклоняют колени на земле, готовые начать свою дуэль. Взгляд упирается в глаза его противника.Сердца бьются быстрее. Звуки предков эхом исходят от беримбау, однострунного лукообразного инструмента. Только после этого двое обмениваются рукопожатием, и поединок может начаться. Обладая динамичной, животной силой, двое обмениваются движениями атаки и защиты в постоянном потоке исследования и использования сильных и слабых сторон друг друга, страхов и усталости. Они терпеливо ждут и наблюдают за тем небрежным моментом, который нанесет решающий удар.

Капоэйра возникла в Бразилии, унаследовав традиции, принесенные через Атлантический океан порабощенными африканцами, и подпитывалась страстным желанием свободы.Вскоре это стало широко практиковаться на плантациях как средство разорвать узы рабства, как физически, так и морально. В то время это искусство считалось социальной немощью и официально запрещено Уголовным кодексом Бразилии. Отождествление «преступника» с капоэйрой было настолько распространенным, что это слово стало синонимом «бездельника», «бандита» и «вора». Однако это не помешало капоэйристам заниматься. Они переместились в маргинальные места и замаскировали боевое искусство как форму танца.

Сегодня мы находим людей по всему миру, практикующих капоэйру, не только в парках и студиях, но также в университетах и ​​профессиональных учреждениях. В этом году она заняла центральное место на Смитсоновском фестивале фольклора, где программа «В движении» рассказывала о путешествиях, которые люди совершают в США и внутри США, а также о культурах, историях и опыте, которые они несут с собой. Капоэйра — это результат миграции людей в новые страны. Как объяснил местре Джелон Виейра во время фестиваля: «Капоэйра зародилась в Африке и родилась в Бразилии.”

Капоэйра или боевой танец

(Литография Иоганна М. Ругендаса, 1835 г.)

Традиция: сопротивление и стойкость

Между 1500 и 1815 годами Бразилия была колонией португальской короны — империей, поддерживаемой рабским трудом. Бизнес поимки и продажи людей принес огромные богатства португальской короне, но принес огромное количество порабощенных африканцев в Новый Свет. Сотни людей были помещены в переполненные зараженные трюмы невольничьих судов, чтобы получить максимальную прибыль.В результате опасных и нездоровых условий во время трехмесячного путешествия более половины порабощенных погибли, их обмякшие тела были выброшены за борт.

По прибытии они были проданы на воскресном рынке и отправлены работать в жарких, влажных и суровых условиях плантаций, где многие будут работать до смерти. Высокий уровень смертности среди порабощенного населения Бразилии, наряду с повышенным спросом на бразильское сырье, такое как сахар, золото и алмазы, стимулировали ввоз все большего числа африканцев.Примерно четыре миллиона порабощенных людей были отправлены в Бразилию до середины 19 века.

Порабощенные сопротивлялись в различных формах: вооруженное восстание, отравление хозяев, аборт и побег. Обширные внутренние районы Бразилии позволяли беглецам скрываться. Некоторые из них сбежали и сформировали подпольные сообщества в глухих тропических лесах, в независимых деревнях, известных как киломбо. Здесь африканцы и их потомки создали автономную социокультурную систему, в которой они могли поддерживать различные выражения африканской культуры.Историки предполагают, что капоэйра возникла в этих сообществах как средство защиты от деспотичного португальского режима.

К середине 1800-х годов города Бразилии пережили беспрецедентную урбанизацию. Население городов росло, но отсутствовало надлежащее экономическое планирование и инфраструктура, в результате чего увеличивалась популяция бродяг. Парагвайская война между 1864 и 1870 годами принесла в города поток ветеранов и беженцев из разрушенных киломбо. Этих людей привлекала капоэйра не только из-за ее спорта и игры, но и из-за ее мощных средств нападения и защиты для их выживания.

Капоэйра стала широко распространенной практикой в ​​начале 20 века — ее использовали преступники, телохранители и наемники. Даже некоторые политики действовали как способ повлиять на избирателей. В это время сильное социальное давление по всей стране постепенно превратило капоэйру в менее агрессивное времяпрепровождение на выходных. В конце концов капоэйристы собрались перед барами, играя явно безобидный танец под аккомпанемент беримбау.

Рут Ландес сделала фотографии собрания капоэйры в Баии, Бразилия, во время полевой исследовательской поездки между 1938 и 1939 годами.(Рут Ландес, любезно предоставлено Национальным антропологическим архивом)

Угнетение капоэйры значительно уменьшилось в течение 1930-х годов. В это время некий местре — или мастер — работал над восстановлением достоинства и исторической перспективы капоэйры своего времени. Местре Бимба родился в 1899 году в Баии, на северо-западе Бразилии. В 1932 году он стал первым мастером, открывшим формальную школу капоэйры под названием Luta Regional. К 1937 году школа получила официальное признание правительства.Курс капоэйры изменился.

Местре Бимба установил дисциплинированный метод обучения и узаконил капоэйру как форму самообороны и легкой атлетики. Он разработал стиль под названием региональная капоэйра, в котором подчеркивалась техничность движений и танцевальная природа. Когда правительство пригласило его выступить перед высокопоставленными гостями, местре Бимба стал первым, кто публично представил капоэйру как официальную культурную практику.

Капоэйра в движении

Успех местре Бимбы спровоцировал рост новых школ в Баии.По мере того как капоэйра получала все больше и больше общественного одобрения, молодые местре находили лучшую среду для нового самовыражения. Многие из них покинули Баию, чтобы преподавать в таких местах, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, воспользовавшись возможностью, чтобы развить свой собственный стиль. Современная капоэйра отличалась акцентом на чистоту и артикуляцию, первостепенной техникой боя, но также и новаторским, зрелищным визуальным шоу.

1960-е стали поворотным моментом в развитии традиции.В 1964 году Местре Акордеон создал Grupo Folclórico da Bahia, чтобы делиться капоэйрой более организованным и формальным образом. Он и его группа гастролировали по стране, посещали местные школы и завоевали признание на международных соревнованиях. Вскоре после этого он основал Всемирную ассоциацию капоэйры с целью содействия обмену посредством семинаров, образовательных поездок и публикаций, а также кодификации свода правил для понимания и уважения истории, ритуалов, традиций и философии.

По дороге на Всемирный фестиваль черного искусства в Дакаре, Сенегал, 1966 год.Слева направо: местре Камафеу де Оксосси, местре Гато Прету, местре Роберто Сатанас, местре Жоао Гранди, местре Хильдо Алифнете и местре Пастинья.

(Любезно предоставлено velhosmestres.com)

В 1972 году правительство Бразилии признало капоэйру официальным видом спорта. В правилах изложены правила, определения, подзаконные акты, этический кодекс, признанные движения и таблица классификации учащихся. Он также установил ритмы для музыки и руководящие принципы для роли беримбау во время соревнований.

Такая институционализация и систематизация капоэйры не устраивала многих местре. Они были против таких формальных усилий, которые они рассматривали как попытку вывести искусство из его более органичной, массовой среды. Несмотря на их сопротивление, капоэйра уже была вовлечена в огромный процесс адаптации к меняющемуся обществу.

Капоэйра росла, распространилась по разным частям Бразилии, а вскоре и по всему миру. Оно пустило корни в Соединенных Штатах в середине 1970-х годов, когда местре Джелон Виейра и местре Жоау Гранди представили свое искусство новой аудитории.С тех пор эти два влиятельных мастера посвятили свою жизнь развитию сообщества капоэйристов.

Местре Джелон Виейра родился в 1953 году в Баии, Бразилия. Он переехал в Нью-Йорк в 1975 году и посадил первые семена капоэйры в Соединенных Штатах. Помимо гастролей по стране, Карибскому региону и Европе со своей компанией DanceBrazil, Виейра преподавал в малообеспеченных сообществах и в высших учебных заведениях, таких как Колумбийский университет, Йельский университет, Гарвард и Нью-Йоркский университет.Он обязательно погрузит своих учеников не только в техники капоэйры, но и в философию. Многие люди предполагают, что местре Джелон может быть ответственным за включение движений капоэйры в современный брейк-данс.

Вдохновленный местре Джелоном, местре Жоао Гранди, также из Баии, в 1990 году основал свою собственную академию в Нью-Йорке, где он обучил тысячи учеников традициям капоэйры Ангола. Оба мужчины были отмечены за свое мастерство и приверженность передаче своих традиций капоэйры с Национальным фондом искусств и стипендией национального наследия, высшей наградой нашей страны в области народного и традиционного искусства.

Местре Жуан Гранди ждет начала соревнований группы roda в здании Arts and Industries Building на Фестивале фольклора 2017 года.

(Даниэль Мартинес, Архив фольклора Ральфа Ринзлера)

Местре Джелон и Местре Жоау Гранди на фестивале фольклора рассказали о своем вдохновении и о том, как он впервые изучил капоэйру.

«Я везде искал, чтобы изучать капоэйру», — сказал он. «Когда я не смог найти капоэйру, я начал наблюдать за природой — как животные выживают, как они летают, как они охотятся, как ведут себя животные, как плавают рыбы, как они сражаются в воде, как летают птицы и никогда не касайтесь друг друга, как ветер ударяет по деревьям, как деревья двигаются, а затем снова становятся неподвижными, как змея движется по земле, как собаки играют с людьми и друг с другом, как ураган поворачивается.

«Вот что меня вдохновляло — природа. Капоэйра — это природа ».

Хуан Гонсалвес-Боррега (Juan Goncalves-Borrega) — кураторский стажер Центра народной жизни и культурного наследия, работающий с программой 2017 On the Move. Он получает степень бакалавра искусств в области истории и бакалавра наук в области антропологии в Университете Содружества Вирджинии. Версия этой статьи изначально появилась в Фестивальном блоге, подготовленном Смитсоновским центром народной жизни и культурного наследия.

История капоэйры — Капоэйра Бразильское Пелоуриньо

Капоэйра — афро-бразильское боевое искусство. Он был создан африканцами, которые были захвачены португальцами и привезены в Бразилию в качестве рабов в 1500-х годах.

Рабов заставили работать в поле на уборке сахарного тростника. Эти рабы создали самую раннюю форму капоэйры, чтобы увеличить свои шансы на свободу и независимость.Они замаскировали боевые искусства и боевые приемы под народный танец, и когда рабовладельцы не смотрели, они практиковали аспект самообороны. Когда рабы сбежали, они сбежали в маленькие деревушки, которые они создали под названием Киломбос. Киломбос-душ-Пальмарес был самым известным из Киломбо, которым руководил Зумби.

13 мая г. 1888 г. в Бразилии было отменено рабство. Бразильское правительство опасалось, что бывшие рабы объединятся и воспользуются капоэйрой, чтобы восстать против правительства, поэтому на капоэйру был наложен запрет, и все известные практикующие капоэйру отправят в тюрьму.

Чтобы сохранить традицию капоэйры, ее нужно практиковать тайно и замаскировать под народный танец. В своих укромных местах они изо всех сил старались сохранить традицию, и, представив ее как народное искусство, она стала более популярной в обществе. Капоэйристы были известны только по прозвищам, что затрудняло их установление и арест полиции, поскольку их настоящие личности были неизвестны.

Музыка — очень важный элемент, который помогает поддерживать практику капоэйры.Есть инструменты, такие как pandiero, atabaque, agogo и самый важный инструмент; беримбау.

Мы отдаем дань уважения двум очень важным мастерам капоэйры. Местре Пастинья и Местре Бимба. Местре Пастинья, настоящее имя которого Винсенте Феррейра, известен как отец капоэйры в Анголе и за то, что он сохранил этот стиль.

Другой очень важный Местре Капоэйры — Местре Бимба. Его настоящее имя — Мануэль душ Рейс Мачадо. Он был тем, кто разработал капоэйру.Он является отцом стиля капоэйры под названием «Regional», который является тем типом капоэйры, которым мы занимаемся в CBP.

Запрет на капоэйру был наконец снят; Местре Бимба открыл академию в 1932 году, но только в 1936 году она была официально признана бразильским правительством, когда он был приглашен правительством для исполнения капоэйры для президента. Сегодня капоэйра практикуется во всем мире, и это 2 -й национальный вид спорта в Бразилии!

Прочие важные факты

  • Капоэйра АНГОЛА — более медленные движения у земли
  • РЕГИОНАЛЬНАЯ капоэйра — быстрые движения, вставать высоко

Капоэйра означает «короткая трава»

Цвета бразильского флага представляют:

  • Голубое небо
  • Зеленый — тропический лес Амазонки
  • желтый — золото в бразилии
  • Белый — мир (звезды представляют штаты в Бразилии)

Части беримбау

Beriba (длинная палка)

Кабака (священная тыква)

Бакета (маленькая палочка, издающая звук)

Caxixi (шейкер)

Педра (камень) или добрао (монета)

Арами (проволока).

Информация о капоэйре

Что
такое капоэйра Ангола?

Капоэйра — это искусство, объединяющее борьбу, танец,
музыку, ритуал и философию в уникальную «игру» под названием
джого де капоэйра (игра капоэйры). Пока много споров
о точном происхождении капоэйры известно, что она была создана
африканскими рабами в Бразилии.Капоэйра — это синтез различных африканских
и бразильские культурные и военные влияния. Как боевое искусство капоэйра
использует в основном удары ногами, локтями и коленями, удары головой, подметания и тейкдауны
в стиле, который делает упор на обман, гибкость и плавность.
Прямая сила в первую очередь решается путем уклонения и своевременности. Скорее
чем блокировать каждую атаку, которую ваш оппонент бросает в вас, цель состоит в том, чтобы
течь вместе со своим движением до подходящего момента для рассчитанной атаки.В
Капоэйра Ангола , многие из этих движений начинаются с позиций,
низко к земле в запутанной игре, характеризуемой обманчивой
наземное движение, стратегическое использование ударов и динамическая акробатика.
В игре действие непрерывно, захватывающе и красиво, поскольку оба
игроки стремятся перехитрить друг друга. Творчество, выраженное в
этот вольный стиль позволяет развивать как физические, так и умственные аспекты
присущи конфликту и действует как форма развития нашей реакции на
Это.

Как форма культурного искусства, капоэйра была средством обеспечения того, чтобы африканские
традиции выжили бы в суровом рабстве. С движениями и танцем
которые имеют много общего с некоторыми африканскими танцами, такими как н’голо
из Анголы, музыка с использованием традиционных африканских инструментов, таких как
Беримбау и продолжение традиции устного рассказывания историй,
Капоэйра сама по себе была революцией. Со временем эти качества
адаптировал
с новым ландшафтом рабов, чтобы стать уникальным афро-бразильским искусством
который продолжал развиваться на протяжении многих лет.

Это
эволюция претерпела рабство, жестокое политическое угнетение, которое продолжалось
после запрета рабства и разногласий внутри самого сообщества капоэйры.
Эти разногласия были вызваны созданием отдельных стилей капоэйры,
в первую очередь региональные и ангольские. Региональный новее
форма, созданная в 1930-х годах Местре
Бимба. Определяется более агрессивным
игра, в которой используются быстрые ритмы, предназначенные для направления
дух борьбы.В то время как Regional, безусловно, разработал новые и
уникальные нововведения как в обучении, так и в технике игры — последовательности-
и увеличили его популярность, некоторые
традиции и ритуалы игры. Это была тенденция, которая продолжалась
в течение многих лет до возрождения капоэйры Ангола, традиционного
стиль, существовавший до Бимбы. Сохранены в живых местре
Pastinha
открывший свою школу в 1941 году, Ангола внесла свой вклад в
возобновление интереса к более полной версии традиций капоэйры,
обряды и история.Многие школы теперь используют обе традиции для завершения
их понимание искусства. По правде говоря, всегда были разные
стили капоэйры, которые существовали, и искусство всегда менялось,
но независимо от того, какой стиль или вариация играет, они используют одни и те же
элементы.

jogo (игра) проходит в круге, называемом roda
состоит из игроков и публики. Центральное место в роде и практике
Капоэйра — это музыка, состоящая из bateria (оркестр).Батерия состоит из трех беримбау (струнных луковидных
инструменты), пандейрос (бубны), агого (колокольчик),
Рекореко (небольшой бамбуковый инструмент) и атабак (барабан).
Как только рода начинается, игроки начинают петь ладайнха ,
ритуальная песня начала, затем корридо , призыв и ответ
тип песни, которую передают музыкантам и играют для
остальная часть игры. Музыка капоэйры служит многим целям благодаря комментариям.
на, а также от управления действиями в роде до обучения ритмам
и время для капоэристов, вдохновляя игроков.Только когда
и музыка, и движения сочетаются, так что начинаешь чувствовать
истинная сущность капоэйры.

— Движение, выходящее за рамки танца — Политическое обозрение Вашингтонского университета

искусство Мэрри Мэй Ма

Большинство из нас, хотя мы, возможно, и не хотели бы этого признавать, любят время от времени немного танцевать буги-вуги, если только мы не бессильны по своей природе ритма. Теперь удивляйтесь вместе со мной; Неужели это маленькое шимминг и буги-вуги, называемое «танцем», играет неотъемлемую роль в движении, говорящем не только о раскачивании наших конечностей, но и о сопротивлении, надежде и расширении прав и возможностей? Вероятно, потребуется нечто большее, чем просто встряхивание бедра, чтобы вызвать волну политического восстания, и это именно то, что сделала капоэйра боевых танцев из земель Баии.Когда-то бразильские танцевальные файтинги представляли собой нечто большее, чем просто тряску бедра, они стали спасением для западноафриканских рабов и превратились в борьбу с расизмом и вызвали долгую разжигающую ярость.

С этим танцем следует загадочная история, как и со всем столь сильно бунтарским. Вернитесь в Бразилию шестнадцатого века, когда прибыли португальские колонисты, роскошно одетые, на кораблях с тысячами западноафриканских рабов на борту. Без ведома рабовладельцев, вместе с ними путешествовала их богатая культура, которая послужила инструментами для зарождения капоэйры.Прикованным к чужой стране и управляемым незнакомцами, африканским рабам было запрещено заниматься самообороной (не дай бог им собрать силы для восстания за свободу). Именно из этих веревок ограничений и появилась капоэйра.

Танец драки в Бразилии, который когда-то был гораздо больше, чем просто тряска бедра, стал спасением для западноафриканских рабов.

Маскируясь под танец, рабы практиковали боевые искусства через капоэйру, обманывая наложенные на них законы.В конце концов, они умело использовали эту тайную силу, чтобы сбежать и восстать в группах, называемых quilimbos, неподконтрольных Португалии. По мере роста количества рабов росла и их культурная значимость, и властям становилось все труднее контролировать их. Капоэйра превратилась в движение, которое, казалось бы, невозможно уничтожить. Но где в этой бурной истории некогда тайная уличная игра с ее довольно жестоким буги-вуги стала традиционной танцевальной формой?

Девятнадцатый век Бразилия стала свидетелем демографического взрыва из-за урбанизации и неизбежного всплеска преступности.Капоэйра танцевального боя, наполненная агрессивными движениями, служила идеальным оружием для противозаконной деятельности и вскоре стала широко распространенной среди банд и преступников. По мере того как эти обманчивые танцоры продолжали совершать набеги на города, в 1890 году последовал общенациональный запрет капоэйры. Критический момент в истории капоэйры, криминализация капоэйры проверила свою силу, чтобы сохраниться во времени. Выживание танца часто восходит к местре Бимбе, который произвел революцию в репутации капоэйры. Открывая первую танцевальную школу капоэйры, Местре Бимба провозгласил серьезную политику и повысил свои стандарты, сделав ее сложной практикой.Достаточно скоро бразильцы из высшего класса уже не могли сунуть нос в воздух, не чувствуя запаха капоэйры.

Капоэйра была не просто отдушиной для творчества, но необходимостью, голосом.

24 сентября 2019 года в Wash U была проведена собственная демонстрация афро-бразильской музыки и танцев Местре Клаудио, известного деятеля капоэйры из Баии, при содействии нашего профессора этномузыкологии д-ра Курца. В своей лекции местре Клаудио сказал, что, хотя он никогда не получал формального образования, эта форма искусства дала ему больше, чем он когда-либо достиг бы в другом месте.Для него капоэйра была не просто творческим выходом, а необходимостью, голосом. Очевидно, танец сыграл столь важную репрезентативную роль в афро-бразильской политике. Местре Клаудио твердо верил, что никто из тех, кто занимается капоэйрой, не может питать расистских предрассудков. Возникают определенные разговоры относительно культурного присвоения, демонстрируемого практикой капоэйры не-чернокожими в бразильском обществе — и мнения о цели боевого танца противоречивы, — но политическое значение танца неоспоримо.

Капоэйра — это больше, чем просто развлечение; скорее, это движение, объединяющее историю, повествующую о различных проблемах, от социально-экономического статуса до расизма в нашем обществе. При нынешнем президенте Бразилии Жаире Болсонару борьба только обострилась. Как раз в 2018 году выдающийся мастер капоэйры Моа ду Катенде был убит во имя Болсонару. Экстремизм Болсонару не соответствует эгалитарным взглядам, которые олицетворяет капоэйра.

Тем не менее, с историей, глубоко укоренившейся в расизме, и в далеком от идеального мире капоэйра остается политически мощным движением в Бразилии.Я нахожу возвышенную красоту в силе искусства отстаивать социальную справедливость. Этот танец стал не только гранью бразильской культуры; это способствовало развитию чувства общности. Капоэйристы Бразилии решительно взяли на себя национальный вызов и используют свое тело, чтобы бороться за перемены.

Для меня это чертовски круто.

Продолжая танцевальную борьбу, начавшуюся много месяцев назад, практикующие все еще борются за равенство, все еще танцуют во имя справедливости.Выдержав испытание временем, испытанием запретов, капоэйра, кажется, прочно вошла в ткань бразильского общества — и, однажды преуспев в ее преобразовании, нельзя сказать, что это невозможно сделать снова.

Capoeira to the Core — История и развитие танца / Brockport

Капоэйру чаще всего называют бразильским боевым искусством. Однако в его практике можно найти и боевые элементы, и артистизм танца.Его полезность заключается в том, что он делает возможной незаметную практику боевых приемов. Спорный вопрос, является ли капоэйра формой танца или боевого искусства. Тем не менее, это считается игрой, частью афро-бразильской традиции и культуры.

Он зародился среди африканских рабов в Бразилии в результате обмена танцами из разных культур, возникших из угнетения и бедности, которым рабы подвергались в повседневной жизни. Это стало его собственным танцем, который сопровождал их фестиваль Nossa Senhora do Rosario в рамках конкурса на коронование «Короля Конго».В нее также играли на улицах, наряду с другими играми и танцами, как часть сохранения африканской культуры в пассивном восстании против тех, кто владел ими и угнетал их.

Как некоторые могут знать, в Африке нет прямого перевода слова «танец», потому что оно не рассматривается отдельно от музыки, песни и костюма. Капоэйра полностью воплощает эту концепцию исполнения. Капоэйра практикуется в кругу, или ронде. Люди собираются, чтобы петь, играть музыку и стать свидетелями игры.Беримбау и барабан определяют ритм или настроение игры. Этот элемент африканской культуры, несмотря на гибридизацию, которая породила искусство капоэйры, очевиден и сохраняется на протяжении веков.

Большинство, если не все, африканские традиции игнорировались высшим классом Бразилии в 19, -х, годах. По сравнению с европейской культурой, к которой они привыкли, африканская культура была варварской и примитивной, полной вульгарных танцев с вращающимися телами и громкой музыкой.Были приняты все меры предосторожности, чтобы не допустить сохранения их культурных обычаев. Капоэйра, будучи боевой игрой, была не менее защищена от сопротивления со стороны высшего класса.

По закону капоэйра считалась формой нарушения покоя, предположительно потому, что часто игры приводят к крику и бросанию камней. На этом этапе истории рабское население Бразилии значительно превосходило численностью европейское население, и вполне вероятно, что это «нарушение мира» использовалось как предлог для ареста и заключения в тюрьму всех капоэйристов из-за страха, что они возглавят активное восстание против их европейские хозяева.

Капоэйра продолжала практиковаться нелегально до 1932 года, когда Маноэль дос Рейс Мачадо, или Местре Бимба, решил официально преподавать капоэйру, создав структурированную методологию капоэйры и открыв школу капоэйры. После того, как он провел демонстрацию капоэйры правительственным чиновникам в 1936 году, капоэйра стала юридической практикой.

Битва капоэйры сегодня — одно из величайших проявлений энергии и силы, которое можно увидеть. Тела постоянно находятся в движении, зов и ответ, обмен ударами и уклонениями, движение на инерции и поддержание хитрости.Цель игры — обмануть вашего противника. Это битва умов, поэтому хитрость — один из важнейших элементов игры капоэйра. Поскольку каждый боец ​​индивидуален, их уловки уникальны, так же как и они уникальны, и это та часть капоэйры, которая исходит изнутри, из страсти, из сердца. Таким образом, это относится к практике и исполнению танца.

В битве капоэйры можно наблюдать, как бойцы поддерживают зрительный контакт, даже когда они лежат вверх ногами, используя прямой фокус, чтобы помочь им быстро уклониться от атаки и немедленно нанести новый удар.Движущиеся тела остаются в движении, эластичными и упругими, привязанными к атаке, готовыми отреагировать на любой удар или импульс, который они ощущают.

Подобно боевым искусствам других регионов мира, главный принцип менталитета капоэйриста — восстановить и / или сохранить мир. Хотя это битва, каждая битва начинается и заканчивается признанием уважения в виде рукопожатия или кивка одобрения.

Существуют формальные школы капоэйры, но в отличие от других боевых искусств, капоэйра по-прежнему является частью уличной культуры жителей Бразилии.Бедность, угнетение и сегрегация классов все еще существуют в бразильском обществе, таким образом, боевой дух, из которого проявилась капоэйра, продолжает жить, как и споры о том, является ли она танцем или боевым искусством, разделяя ее практику во всем мире на две основные школы мысли. .

Первый стремится сохранить капоэйру как боевое искусство, придерживаясь традиции, которую рабы развили как средство восстания против своих угнетателей. Второй направлен на то, чтобы сохранить капоэйру в большей степени как форму искусства, признавая выражение угнетенных людей и духовность, которая сопровождает практику.